Интерактивная игра по географии для 6-8 классов

В рамках проведения недели географии в школе авторами была разработана и в данный момент готовится к проведению интерактивная игра для учащихся 6-8 классов. Цели и задачи данной игры: повышение интереса учащихся к географии; стимулирование к использованию знаний, полученных на уроках географии, вне стен класса; знакомство учащихся с новой для них информацией, выходящей за рамки учебников географии; развитие сторон личности учащихся, необходимых для проведения коллективного творческого дела.

Участники игры - все учащиеся 6-8 классов школы. Однако, из восьмиклассников создается инициативная группа, которая знакомится со сценарием, разучивает его и разыгрывает на сцене действие. Остальные учащиеся являются не просто зрителями, они в процессе спектакля выполняют задания. От качества выполнения заданий зависит финал спектакля. В своем сценарии мы предлагаем благополучное выполнение зрителями всех заданий, однако, надо быть готовыми к иным вариантам финала. Результаты выполнения заданий оценивает жюри. В конце игры предполагается награждение класса-победителя.

Проведение игры включает два этапа. Подготовительный этап, зрители: в 6-8 классах на уроках географии проводятся небольшие работы на повторение, закрепление или небольшое опережение учебной программы. Примеры заданий: найти по характеристикам, собранным с различных карт, местоположение объектов; по набору характеристик места уметь находить на карте его координаты; вычислить по карте расстояние между описанными объектами. Перед игрой необходимо повторить номенклатуру физической карты мира и особенности физической географии материков.

Подготовительный этап, инициативная группа: актеры разучивают роли и репетируют спектакль; готовятся декорации и реквизит, музыкальное оформление. Главная задача инициативной группы - сохранить в секрете от зрителей то, что они готовят.

Второй этап - проведение игры. Игра проводится в актовом зале школы. На сцене - актеры, рядом со сценой за отдельным столом - жюри, в зале - зрители. Зрители разделены на команды (каждый класс - это команда). У команды есть свой стол, бумага, ручки, несколько атласов.

Актеры: 3 географа - одеты и снаряжены по-походному; 3 туземца - одеты в меховые набедренные повязки, меховые "кокошники" на голове, меховая обувь на ногах; на груди, руках и лице белой краской нанесены продольные линии и точки.
Ведущий (он исполняет роль Радиста) - учитель географии.
Жюри - несколько учителей и старшеклассников-знатоков географии.
Декорации - на заднем плане засыпанный снегом шалаш из толстых веток и папоротника; нарисованы магнолии, сосны и папоротник, также засыпанные снегом.
Реквизит: у туземцев - луки высотой в 2/3 человеческого роста; мох и дым (можно поджечь соответствующие индийские благовония) для "костра"; "мелкие грызуны туку-туку" - кусочки меха на нити, протянутой через сцену; у географов - рация, термометр, ноутбук, папки с отчетами и др.
Музыкальное оформление - звук приземляющегося самолета; звуки леса (пение птиц, шум дождя, негромкий прибой); традиционная музыка индейцев Южных Анд.

Сценарий интерактивной игры по географии для 6-8 классов НОУ школа "Феникс"

СЦЕНА 1
(1 географ, 2 географ, 3 географ)
(звук приземляющегося самолета, звуки леса)




1 географ: Вот это мы и приземлились!
2 географ: Надо было еще в Москве перед вылетом посмотреть прогноз по тропическим циклонам!
3 географ: Да, тогда бы мы не попали в эту воздушную передрягу над Атлантикой!
1 географ: И не сбились бы с курса.
2 географ: А то оказались неизвестно где.
3 географ: Ладно, хватит паниковать. Пойдемте, посмотрим, что у нас осталось после приземления.
(Уходят к самолету, то есть за кулисы)

СЦЕНА 2 (испуганные и восторженные входят 1туземец, 2 туземец, 3 туземец)



1 туземец: Ты слышал этот шум и ты видел этот падающий огонь с неба?
2 туземец: Да, боюсь, что это духи природы карают нас!
3 туземец: Но за что? Ведь каждое утро наше племя выполняет ритуал.
1 туземец: И на каждом празднике мы приносим дары:
- Великому Духу Леса (все трое возводят руки к лесу, вставая на колени);
- Великому Духу Океана (поворачиваются к океану, возводят к нему руки);
- Великому Духу Неба (возводят руки к небу).
2 туземец: Но мы давно не задабривали Великого Духа Огня.
3 туземец: Сделаем это немедленно, чтобы Великий Дух Огня не отвернулся от людей ямана.
1 туземец: Я возьму эти кремни и стану высекать огонь, а вы носите жертвенный мох.
(Разводят костер. Склонившись над огнем, заклинают, повторяя:
- ийя
- окон
- укомона
- ямана)

СЦЕНА 3 (географы, туземцы и радист)
(входят географы, туземцы продолжают ритуал, не замечая географов)



1 географ: Тише, тише. Смотрите - здесь люди!
2 географ: Это же туземцы! Куда мы попали? Кто они?
3 географ: Я не знаю. Но они могут быть опасны. Если бы знать, где мы оказались!
1 географ: К сожалению, это пока не возможно. Все приборы вышли из строя. По-моему, у нас жива только рация и, может быть, ноутбук, но это надо еще проверить.
2 географ: Сейчас нам надо постараться выйти на контакт с этими туземцами.
(Географы подходят, туземцы замечают их и падают ниц)
2 туземец: О Великий Дух Огня! Кто это?! Неужели это твои посланцы?!
1 географ: Нет, нет (пытается поднять туземцев с колен, говорит жестикулируя). Мы - люди, люди.
2 географ: Мы летели на самолете из Москвы в Сантьяго, в Чили, на Всемирный съезд географов. Мы - географы из школы "Феникс".
3 географ: Наш самолет был вынужден пойти на посадку на вашей земле. Приборы вышли из строя.
1 географ: Помогите нам, пожалуйста.
1 туземец: Мы приглашаем наших гостей к костру.
(Географы благодарят, рассаживаются вокруг костра)
2 туземец: Мы - ямана. Племя ямана. Ямана - это значит: жить, дышать, быть счастливым.
1 географ (другим географам): Ямана? Я не слышал раньше такого названия.
2 географ: Я тоже.
3 географ: Я тоже. Давайте попробуем определить наше местоположение по их рассказам.
1 географ: А я буду передавать это на большую землю. (В рацию): Феникс, Феникс, прием.
Радист: Экспедиция, школа "Феникс" на связи. Слышу вас хорошо.
1 географ: Просим о помощи. Мы совершили вынужденную посадку. Возможно, нашему самолету потребуется небольшой ремонт. Мы просим прислать сюда бригаду техников. К сожалению, мы пока не можем определить наше местоположение.
Радист: Вас понял. Как только определим ваши координаты, вышлем спасательный самолет. Постарайтесь как можно больше узнать о местности, в которой вы приземлились. Я буду передавать ваши сообщения специалистам из школы и они вам, надеюсь, помогут.

СЦЕНА 4
(географы и туземцы, радист)



1 географ: Расскажите, пожалуйста, про вашу землю.
1 туземец: О, у нас прекрасная земля. Мы живем на спинах больших каменных тюленей. Этот каменный тюлень (показывает на землю) самый большой, а вокруг него столько (показывает 10 пальцев на руках) маленьких каменных тюленей.
2 туземец: Каменные тюлени лежат в большой холодной соленой воде.
3 туземец: У нашей земли высокие обрывистые берега. Очень высокие! Особенно там (показывает рукой на запад) они бывают такие высокие, что на них лежат шапки замерзшей воды.
1 туземец: Эта замерзшая вода живая. Она сползает в океан, раскалывается, и куски замерзшей воды плавают в соленой воде океана.
2 туземец: Каменные тюлени лежат близко друг к другу. Между ними мы плаваем на своих лодках и делаем УКОМОНО.
1 географ: А что такое УКОМОНО?
3 туземец: Как что? УКОМОНО - это наша охота на рыбу. Женщины нашего племени гребут, а мужчины встают на корме лодки и метают копье прямо в стаю рыбы.
2 географ: Ваши жены помогают вам охотиться?
1 туземец: Да. Только женщины могут нырять за морскими ежами. Потому что только они умеют плавать в ледяной соленой воде. Мальчиков нашего племени не учат плавать, только девочек.
1 географ (в рацию): Феникс, феникс, прием. Получены первые данные, диктую: "Мы находимся на большом острове, вокруг которого десяток малых островов. Острова отделены от материка и один от другого извилистыми узкими проливами. Западная часть архипелага занята горами. На вершинах гор лежат ледники. Отколовшиеся части ледников становятся айсбергами и плавают в океане".
Радист (к залу): Получите задание №1.
(Включается музыка индейцев Южных Анд, зал выполняет задание №1, через 5 минут все сдают листки с ответами жюри)

Задание №1
Используя описание, определите: какие архипелаги подходят под описание туземцев?
"Мы находимся на большом острове, вокруг которого десяток малых островов. Острова отделены от материка и один от другого извилистыми узкими проливами. Западная часть архипелага занята горами. На вершинах гор лежат ледники. Отколовшиеся части ледников становятся айсбергами и плавают в океане".

Ваши варианты: ____________________________________________

 

СЦЕНА 5
(географы и туземцы, радист)



2 географ: Бррр! Что же у вас так холодно?!! Я совсем замерз!
1 туземец: Как холодно? У нас сейчас лето, самое теплое время года, снега нет. Великий Дух Солнца высоко над головой.
3 географ: Как лето? А у нас в Москве сейчас зима.
2 туземец: Нет, не может быть сейчас зима! Зимой у нас каждый день идет мокрый снег.
3 туземец: А летом у нас каждый день идет дождь.
1 туземец: И каждое утро у нас туманы.
1 географ: Не иначе как у них больше 3000 мм осадков в год выпадает... Посмотри, сколько на градуснике?
2 географ (посмотрев на градусник): Плюс восемь градусов по Цельсию.
3 географ: И это самое теплое время года. Как же вы не мерзнете, не мокните?
2 туземец: Народ ямана не мерзнет в тюленьих шкурах. А ночью мы греемся в хижинах из бревен и мха у тлеющих углей. Слава Великому Духу Огня!
3 туземец: Если ты замерз, друг, разденься и натри тело смесью тюленьего жира и глины. Так делают все ямана (предлагает смесь).
3 географ: Нет, нет, спасибо. Я уже согрелся. У костра.
1 географ (в рацию): Феникс, феникс, экспедиция на связи.
Радист: Экспедиция, слушаю вас.
1 географ: Примите новую информацию: "На архипелаге температуры в течение всего года низкие. Колебания по сезонам незначительные (от плюс 8 градусов в январе до нуля градусов в июле). Осадков выпадает много - около 3000 мм в год и более. Постоянно моросит дождь или идет мокрый снег. Частые туманы".
Радист (залу): Получите задание №2.
(Включается музыка, зал выполняет задание №2, через 5 минут все сдают листки с ответами жюри)

Задание №2
Используя описание, определите:
1) В каком полушарии расположен архипелаг? ____________________________________
2) Какие архипелаги подходят под данное описание туземцев?
"На архипелаге температуры в течение всего года низкие. Колебания по сезонам незначительные (от плюс 8 градусов в январе до нуля градусов в июле). Осадков выпадает много - около 3000 мм в год и более. Постоянно моросит дождь или идет мокрый снег. Частые туманы".
Ваши варианты: ____________________________________________

 

СЦЕНА 6
(географы и туземцы, радист)



2 географ: Странные у вас кустарники здесь. Все кроны наклонены в одну сторону.
1 туземец: О, кроны наших растений вечно приветствуют Великий Дух Восходящего Солнца!
3 географ: Они наклонены на восток!
2 туземец: На наших островах всё поклоняется Великому Духу Восходящего Солнца. Ветры дуют только на восход. Большая соленая вода течет только на восход. Ледяные острова проплывают мимо нас тоже на восход.
1 географ (в рацию): Феникс, феникс, передаю уточняющие сведения.
Радист: Экспедиция, слушаю вас, прием.
1 географ: "На архипелаге ветры дуют постоянно с запада. Поэтому даже кроны кустарников вырастают с наклоном на восток. Круглый год сильное морское течение проходит с запада на восток".
Радист (залу): Получите задание №3.
(Включается музыка, зал выполняет задание №3, через 5 минут все сдают листки с ответами жюри)

Задание №3
Сужаем круг поиска: в каких широтах наблюдаются следующие явления природы:
"На архипелаге ветры дуют постоянно с запада. Поэтому даже кроны кустарников вырастают с наклоном на восток. Круглый год сильное морское течение проходит с запада на восток".
Ваш ответ: ___________________________________

 

СЦЕНА 7
(географы и туземцы, радист)
(через сцену пробежали мелкие зверьки, географы испугались, туземцы засмеялись)



1 туземец: Не бойтесь: это туку-туку. Они маленькие, все грызут, людей не трогают (берет в руку).
2 туземец: На них охотится голубая лисица. Люди не охотятся на туку-туку. Мы охотимся на гуанако (показывает на свою шкуру и на рисунок на камне).
2 географ: О, я знаю, гуанако это парнокопытные, разновидность лам. На них охотятся индейцы в Андах.
3 географ: Вообще-то странное местечко. Смотрите, рядом растут вечнозеленые магнолии с душистыми белыми цветами, как в Крыму, и рядом - папоротники, как у нас в Подмосковье.
1 географ: А я вижу сосну.
2 географ: А я вижу попугая.
1 туземец: Да. А еще у нас есть такие маленькие-маленькие птички. Разноцветные.
3 географ: Неужели колибри?
1 географ (в рацию): Феникс, феникс, у нас есть информация о природном и растительном мире архипелага.
Радист: Прием, слушаю вас, экспедиция.
1 географ: Как выяснилось, мы находимся в зоне смешанных лесов. В лесах есть вечнозеленые магнолии, папоротники, хвойные деревья - сосны и листопадные деревья - буки. В лесах водятся гуанако: парнокопытные животные рода лам. В кустарнике на скалах обитают голубая лисица и грызуны тука-тука. Из птиц - попугаи и колибри. В водах океана много тюленей.
Радист (залу): Получите задание №4.
(Включается музыка, зал выполняет задание №4, через 5 минут все сдают листки с ответами жюри)

Задание №4
Определите название материка, близ которого расположен искомый архипелаг.
"Мы находимся в зоне смешанных лесов. В лесах есть вечнозеленые магнолии, папоротники, хвойные деревья - сосны и листопадные деревья - буки. В лесах водятся гуанако: парнокопытные животные рода лам. В кустарнике на скалах обитают голубая лисица и грызуны тука-тука. Из птиц - попугаи и колибри. В водах океана много тюленей".
Ваш ответ: ___________________________________

 

СЦЕНА 8
(географы и туземцы, радист)



2 географ: Послушай, друг. А до нас в ваших краях бывали белые люди?
1 туземец: Старики рассказывали, что в старые времена бывало, большие лодки с белыми людьми разбивались у наших берегов.
2 туземец: В бури и ураганы наши предки разводили костры на берегах нашей земли, чтобы белым людям в лодках было легче найти проход в узких извилистых протоках.
3 туземец: Как это было красиво! Множество костров на скалистых берегах, объятых бурей!
3 географ: Фантастическое зрелище!
1 туземец: Те белые люди, которые не погибли в бурю и спаслись на наших берегах называли нас "Tierro del Fuego".
2 географ: Tierro del Fuego? По моему, это либо испанский, либо португальский язык. Кто-нибудь знает испанский или португальский?
1 географ (в рацию): Феникс, феникс, прием. Срочно переведите с испанского или португальского Tierro del Fuego.
Радист (залу): Получите задание №5.
(Туземцы и 2 географ покидают сцену)
(Включается музыка, зал выполняет задание №5, через 5 минут все сдают листки с ответами жюри)

Задание №5
1) Назовите архипелаг: _______________________________________________________
2) Дайте точные координаты главного острова архипелага для отправки спасательного самолета: ________________________________________________________________
3) Определите расстояние от Москвы до главного острова архипелага: _______________
4) Выберите аэропорт, в котором будет произведена дозаправка самолета. Дозаправка потребуется примерно через 7500 км от Москвы: ________________________________
5) В каком государстве находится этот аэропорт: __________________________________

 

СЦЕНА 9
(географы и радист)



Радист: Экспедиция, экспедиция, как меня слышите, прием. У нас хорошие новости. Мы определили ваши координаты. Самолет вылетает. Держитесь. Через сутки самолет будет у вас.
1 географ: Ребята, отлично. Через сутки нас спасут!
2 географ (выходит с ворохом бумаг): Не будем терять время. Смотрите, все наши отчеты, которые мы везем на Всемирный съезд географов, во время приземления самолета смешались.
1 географ (в рацию): Феникс, у нас проблемы. Помогите нам восстановить наши отчеты. Географические термины, относящиеся к разным материкам, перепутались. Мы смогли рассортировать их по алфавиту, а нужно рассортировать их по материкам.
Радист: Экспедиция, нет проблем. Диктуйте ваш список.
Радист (залу): Итак, задание №6. Каждый класс отвечает за один из материков (ставит таблички: Африка - 6а, Австралия - 6б, Южная Америка - 7, Северная Америка - 8а, Евразия - 8б). Из списка выберите только те термины, которые относятся к вашему материку.
1 географ: (диктует) - Баобаб
Бизон
Большая пустыня Виктория
Буряты
Ватикан
Вулкан Килиманджаро
Долина смерти
Евфрат
Залив Карпентария
Инки
Нильский крокодил
Озеро танганьика
Озеро Эйри
Пигмеи
Пиранья
Пустыня Атакама
река колорадо
Рио-де-Жанейро
Сакура
Секвойя
Сидней
Сомали
Тибет
Титикака
Усурийский тигр
Утконос
Флорида
Чили
Эвкалипт
Эскимосы


Африка - 6а
Австралия - 6б
Ю.Америка - 7
С.Америка - 8а
Евразия - 8б


Задание №5
Материк __________________________________
К нему относятся географические названия: ___________________________________________


Вулкан
Килиманджаро
Озера
Танганьика
Сомали
Нильский
крокодил
Пигмеи
Баобаб
Озеро Эйри
Сидней
Утконос
Эвкалипт
Залив
Карпентария
Большая
пустыня
Виктория
Инки
Пираньи
Пустыня
Атакама
Чили
Титикака
Рио-де-Жанейро
Река Колорадо
Бизон
Долина смерти
Секвойя
Флорида
Эскимосы
Тибет
Евфрат
Ватикан
Уссурийский тигр
Буряты
Сакура



(Включается музыка, зал выполняет задание №6, через 5 минут все сдают листки с ответами жюри)

Радист (в рацию): Экспедиция, ваше задание выполнено.
2 географ: Отлично. Теперь посмотрим, что с моим ноутбуком (включает компьютер). Так я и знал! Из-за встряски при не самой мягкой посадке мой компьютер дал сбой. Географическая карта сохранена, а все названия стерлись.
3 географ: Надо срочно восстановить!
1 географ (в рацию): Феникс, феникс, прием. Мы сейчас по электронной почте перешлем вам карту без названий. Помогите нам, пожалуйста, восстановить названия материков, океанов, морей, гор, стран, городов,.. - всё, что вспомните.
Радист (в рацию): Хорошо.
Радист (залу): Итак, вы слышали задание. На немой контурной карте вы должны нанести все географические названия, которые вспомните. (Раздает каждой команде по одной немой контурной карте). (Включается музыка, зал выполняет задание №7, через 5 минут все сдают подписанные контурные карты жюри)

СЦЕНА 10
(географы и туземцы, радист)
(слышен звук приземляющегося самолета)


1 географ: Пришло время нам расставаться.
2 географ: Нам очень понравилась, что в таких суровых природных условиях живут такие душевные люди.
3 географ: Спасибо, друзья, что вы приютили нас после неудачного приземления. Механики починили наш самолет, мы отправимся на нем в Сантьяго.
1 географ: А на самолете, прилетевшем из Москвы, прибыла экспедиция этнографов, которая просит разрешения у вашего народа остаться с вами на несколько месяцев, чтобы побольше узнать о жизни удивительного огнеземельского племени ямана и изучить вашу прекрасную, но суровую природу.
2 географ: Мы же на прощание хотели бы подарить вам песню. Это гимн нашей школы "Феникс".
(Все поют гимн. Жюри подсчитывает очки и выбирает победителя. Туземцы и жюри награждают победивший класс).

Радист, он же учитель географии: Ребята, вы сегодня имели возможность познакомиться с необычным народом ямана, о котором, возможно, раньше не слышали. Таким, как мы представили вам на сцене, этот народ был в начале ХХ века. Ямана - один из народов Огненной Земли. Каждый день они плавали в лодках по лабиринтам проливов и рек, добывая пропитание. И в дождь, и в снег люди оставались голыми, если не считать небольших набедренных повязок из тюленьей кожи. Племя покланялось духам природы. Люди племени не были враждебными, вот некоторые из их законов: "Если тебе везет на охоте, позволь другим присоединиться к тебе", "Когда подойдешь к костру, усаживайся с достоинством, смотри на всех собравшихся с дружелюбием"; "Когда не твою стоянку придет много гостей и одарить всех ты не сможешь, подумай сперва о чужих; что останется, раздай родным и друзьям"...
В наши дни чистокровных индейцев ямана не осталось ни одного. Сначала индейцев истребляли европейцы - они получали по фунту стерлингов за каждого убитого индейца. Затем индейцы стали умирать от занесенных европейцами болезней - туберкулеза, кори. Уцелевших добивал алкоголь, к которому они быстро пристрастились. Не прошло и ста лет...
Вы видите, как ежедневно меняется наша Земля. География отслеживает и изучает эти изменения. Как это интересно, узнавать новое о планете, на которой мы живем. Занимайтесь географией, и вы узнаете еще много необычного и полезного!
При подготовке была использована статья "Завещание снежных индейцев" (журнал "Вокруг света", №12, 1995 г.) и фотографии к ней.

Булюкина Светлана Юрьевна, педагог физического воспитания центра "Лана"
Журнал "Наш малыш" 2002 год, №4

Новости

14 августа

С 20 августа наш Центр начинает работу в полном объеме.

 Будем рады вновь увидеть наших детей! 

подробнее
13 августа

Открывается льготная запись в Мини детский сад Монтессори. Запись продлится с 15 по 31 августа. Всем записавшимся в этот период - скидки на 1 месяц.

Тел. 8-495-786-31-27

подробнее
30 апреля

ЛЕТО С ЛАНОЙ!

Наш детский сад ждет вас ВСЕ ЛЕТО! Специальные развивающие и игровые программы для детей от 3 до 7 лет.

Тел. (495) 786-31-27

подробнее
Создать и раскрутить сайт